Сергей Мирошниченко
Я пишу автопортрет -
из-за мути стекла глядит на меня
то ли морда отцеубийцы, то ли лицо коня.
Черным по черному,
серым по серому,
белым по белому -
глупое голубое лицо.
Белым по белому,
серым по серому,
черным по черному -
оставь же меня в покое, в конце-то концов!
Перестань кровоточить, икона!
Мочи нет глядеть в твои глаза!
Кто же ты, чей лик отображенный
созерцать без судорог нельзя?
И текут глаза -
два ручья кипящего металла -
выжженным ли духом, деревом горелым -
чья рука такое написала,
не боясь расстаться с теплым телом?
Жарко! Жарко!
До озноба жарко
в этой антарктической геенне.
Шимпанзе тоскует, воет в клетке зоопарка.
Зеркало кривит привычно отраженье.
В поле зренья стекла нечего искривлять:
с той стороны стекла жизнь давно умерла,
с той стороны стекла - времени валкая рысь.
Время, остановись!
Через тысячи призм
отраженная жизнь
пропущена и обращена
в нонсенс, в семь цветных лучей,
сливающихся при быстром вращении
в единое белое.
Белым по белому...
Человекообразная обезьяна
рвет волосы на голове.
Она не желает быть ни Дарвином, ни д`Артаньяном,
она мечтает лишь о самосозерцании на траве
детства, где еще нет ни охотников, ни долгов.
Человеку свойственно выворачивание мозгов
наизнанку с целью узнать, что
было раньше - пуговица или пальто,
курица или яйцо,
образ или лицо,
дым или сигарета...
Впрочем, имеет ли это
отношение к автопортрету,
у коего за время лирического отступления успели отрасти рога?..
С той стороны стекла виден образ врага
и, покуда он еще там,
взять нож и вычистить холст к чертям, -
для записи новых стихов
оставить лишь серый холст...
серым по серому...
Черный человек, ловец, сатир, -
раковая опухоль картин -
в зазеркальной прячется тени,
сумрачно глядит и недовольно.
Серной кислотой, ножом ли -
больно!
Грешник, еретик, раскольник,
Господи, я неискореним!..
Что ж, тогда спаси и сохрани!
Черным по черному...
3. 12. 1991